Эту статью мы подготовили на основе анализа вторичных данных, предоставленных студентами социологического факультета ГАУГН, проводивших исследование в рамках научно-исследовательской работы в университете в 2018 году.
В 1987 году писатели Уильям Штраус и Нил Хау придумали термин «миллениалы» или «поколение Y». Термин обозначал детей, родившихся в начале 1980-х годов, чья юность и ранняя молодость попадают на начало нового тысячелетия – в 2000-е годы.
Поколение миллениалов в России обладает следующей характеристикой: к нему относят поколение детей, родившихся в период распада СССР, то есть в новых социально-политических условиях. Четких рамок социологи не выделили до сих пор, принято брать диапазон в 1987 – 2004 гг.
Проведенное исследование показало, что при выборе жилья миллениумов можно разделить на две большие возрастные категории: 18-25 лет и 25-37 лет. И подход к выбору жилья у них будет кардинально противоположным.
Первая группа – более юная, составляет не более 5% от общего числа покупателей, приобретающих жилье. Эта категория выбирает стиль, а не практичность. Например, площадь квартиры и наличия машиноместа их интересует меньше всего. Предпочтение отдается хорошей планировке, архитектуре фасада помещения, дизайне внутреннего пространства и интерьеру. У этой категории особенно пользуются спросом студии. Если есть выбор, то они, скорее, отдадут предпочтение зонированию общего пространства, например, объединению столовой и гостиной в одно помещение.
Что касается отделки помещения, то миллениалы этой группы предпочитают нейтральную отделку, напоминающую модный европейский стиль. Дизайн интерьера выдержан в наиболее нейтральном стиле, что мысленно отсылает к модному европейскому минимализму.
Вторая группа – самая активная, они представляю собой значительную аудиторию на рынке недвижимости. Около 37-39% от всех покупок совершают именно они. Эти люди отдают предпочтение покупке, а не аренде жилья из-за высокой социальной ответственности. Они готовы отказывать себе во многом, чтобы получить наилучшее из всех доступных им вариантов. Вступление в брак и появление детей тоже вносит свои коррективы в мировоззрение миллениалов. Предпочтение отдается большим помещениям, квартирам на территории ЖК, где есть детские сады и школы, а также парковочные места.
Возрастная категория миллениалов колеблется в 20 лет, поэтому неудивительно, что их предпочтения часто разнятся. Люди, рожденные до перестройки, несут в себе внушительный ментальный «багаж» советского наследия. Если 20-ние убеждены, что ипотека – это кабала на долгие десятилетия, которая привязывает тебя к одному району и не дает возможности маневрировать, то 30-ние уже более лояльны, особенно, если у них появляются дети. При этом миллениал может взять ипотеку на дорогое жилье, даже если ему доступен более бюджетный вариант. Хотя бы потому что считает это рентабельным. Если у 20-них и появляется недвижимость, то за редким исключением (которое, впрочем, тоже бывает), это как правило, либо подарок родственников или полученное наследство.
Но есть и то, что объединяет эти две группы. Например, всем важна транспортная доступность. Даже при наличии машины, желающих добираться из пункта А до пункта Б на перекладных нет.
Практически никто из миллениумов не хотел бы жить во вторичном жилье. Если есть выбор, то он будет отдан за кирпичную или монолитную новостройку с хорошей планировкой неподалеку от метро и не на окраине города.
Но при этом, если брать регионы Московской и Ленинградоской областей, то значительная часть миллениумов предпочтет жить в сталинском доме в центре, чем в комфортабельной квартире на территории ЖК. Жилье в центре гарантирует отсутствие больших временных затрат на дорогу, доступность рекреационной и развлекательной инфраструктуры, а также придает определенный статус своему владельцу.
Миллениал, как настоящий социальный житель, не готов к «дому-крепости», он жаждет находиться в гуще событий. Когда миллениал выбирает ЖК, он активно включается в жизнь дома, воспринимает его как комьюнити – в общих чатах он знакомится соседями, решает вопросы дома, иногда организует совместный досуг.
Если обобщить, среднестатистическому миллениалу из мегаполиса понравится одни из следующих квартир:
При этом покупая жилье в ипотеку, они просчитывают рациональность покупки, то есть выгоду приобретения жилья перед его арендой.
Поколение миллениалов в отделке ценит минимализм и эстетику. Самые востребованные интерьеры – скандинавский стиль, минимализм, американская классика. Отдается предпочтение качественным, натуральным, но не дорогим материалам.
В целом, квартира – это не приоритетный объект в том значении, что дети 90-х в отличие от их родителей не имеют такой насущной проблемы, как «решение квартирного вопроса». Не воспринимается квартира и как вложение. Отсюда вытекает тенденция повышенного требования к жилью. Цель миллениала – получение качественной среды, а не самой квартиры. Тем самым, можно сказать, что отчасти миллениал формирует рынок недвижимости.